АСМАП провела тематическую сессию «Автоперевозки внешнеторговых грузов. Современные реалии» на площадке выставки COMTRANS International
12.12.2024
Версия для печатиВ рамках программы деловых мероприятий международной выставки COMTRANS International в ЦВК «Экспоцентр» 11 декабря 2024 г. АСМАП провела тематическую сессию «Автоперевозки внешнеторговых грузов. Современные реалии», в ходе которой были обсуждены актуальные вопросы развития перевозок автомобильным транспортом по маршрутам международных транспортных коридоров.
Модератор сессии – генеральный директор АСМАП А. Н. Курушин отметил актуальность обозначенной темы для российских перевозчиков. В ходе проведения сессии он акцентировал внимание на активном развитии автомобильных международных перевозок на восточном направлении. В результате переориентации товаропотоков в настоящее время наблюдается увеличение числа рейсов в страны азиатского региона, особое место среди которых занимает Китай. Генеральный директор Ассоциации поблагодарил российских перевозчиков за быструю адаптацию к новым условиям и направлениям работы.
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России С. Ю. Семенов довел до участников сессии информацию о государственном регулировании международных автомобильных перевозок. Он отметил, что в условиях переориентации грузопотоков особую актуальность приобрело развитие международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». В 2024 г. была проведена трехсторонняя встреча экспертов России, Азербайджана и Ирана по вопросам развития автоперевозок по МТК «Север-Юг». Была достигнута договоренность о создании рабочей группы экспертов трех стран по развитию МТК; проработке мер по синхронизации пропускной способности пунктов пропуска на МТК, в том числе иранского пункта пропуска «Астара»; проработке комплекса мер по ускорению процедур таможенного оформления; созданию равных условий для перевозчиков трех государств. Представитель Минтранса России затронул также тему перевозок в/из Китая. Он подчеркнул, что в настоящее время автомобильные перевозки на китайском направлении являются одними из приоритетных для российского бизнеса в данной сфере, и Минтранс России продолжит работу по их развитию и поддержке национальных перевозчиков, в частности, по обеспечению их китайскими разрешениями. В настоящее время Минтранс России и АСМАП предпринимают все возможные меры по взаимодействию с компетентными органами КНР по получению дополнительных китайских разрешений для российских перевозчиков. В своем выступлении С. Ю. Семенов также упомянул о работе, проводимой министерством совместно с АСМАП для содействия в обновлении подвижного состава международных автоперевозчиков. В частности, удалось добиться решения о том, что при увеличении размеров утилизационного сбора для автомобильной техники это не будет затрагивать импортные седельные тягачи, приобретаемые для международных перевозок грузов.
О развитии международных автомобильных перевозок между Китаем и Россией рассказала заместитель директора Канцелярии Минтранса КНР Чжоу Минься. Она, в частности, отметила, что в настоящее время на российско-китайские пункты пропуска возлагается важная миссия, способствующая расширению сотрудничества и укреплению торгово-экономических связей между двумя странами. Чжоу Минься выразила уверенность в том, что количество перевозок между Россией и Китаем в дальнейшем будет расти.
Глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии В. В. Захаренко остановился на международных проектах и тенденциях в сфере автомобильных перевозок. Он отметил, что объем перевозок между Россией и Китаем существенно возрос в том числе благодаря присоединению КНР к Конвенции МДП. Представитель IRU представил информацию о работе международного союза по развитию грузоперевозок, в частности, реализацию проекта по созданию сети логистических комплексов МДП на территории Китая; введение «зеленых полос МДП» в ключевых пунктах пропуска; внедрение электронной книжки МДП на территории России.
С информацией о мерах по увеличению пропускной способности важнейших автомобильных пунктов пропуска выступил заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой А. А. Ерохин. Он отметил, что за три года пропускная способность МАПП на приоритетных участках государственной границы была повышена: с Китаем – в 9 раз, с Монголией – в 2,4 раза, с Азербайджаном – в 5 раз, с Грузией – в 2 раза, с Казахстаном – в 1,1 раз. В результате пропускная способность на участках госграницы с Китаем, Азербайджаном, Грузией и Монголией увеличилась в целом на 26 %. Планируется, что к 2030 г. пропускная способность ключевых для российских перевозчиков пунктов пропуска должна увеличиться в два раза.
Заместитель генерального директора АСМАП Е. В. Антипов рассказал о работе российских автотранспортных компаний на новых приоритетных направлениях: западном маршруте МТК «Север-Юг» и восточном направлении – КНР и Монголия. Отмечен устойчивый рост перевозок между Россией и Ираном. Если в 2021 г. было перевезено 653 тыс. т грузов, то за 9 месяцев 2024 г. – уже 953 тыс. т. При этом доля российских транспортных компаний на этом направлении составляет 53 %. В сообщении с Азербайджаном за 9 месяцев 2024 г. перевезено 1 млн 900 тыс. т (920 тыс. – в 2021 г.). В перевозках с Грузией, Турцией и Арменией отмечается рост на 20 – 30 %. Существенное увеличение наблюдается на китайском направлении. За 9 месяцев 2024 г. перевезено 3716 тыс. т грузов. Если такие темпы перевозок сохранятся, то до конца года будет перевезено почти 5 млн т грузов – на 60 % больше, чем в наиболее успешном до этого 2019 г. Достижение таких результатов было бы невозможно без проведения работы по устранению имеющихся барьеров. В ходе выступления Е. В. Антипова также были затронуты основные проблемные вопросы, с которыми сталкиваются российские транспортные компании при перевозках в условиях переориентации грузопотоков, и проводимая работа АСМАП по их решению.
Выступление директора ООО «Грин Лайн» А. А. Богданова было посвящено практике грузоперевозок на китайском направлении. Руководитель транспортной компании поделился практическим опытом деятельности на китайском направлении, отметил имеющиеся проблемы, с которыми приходится сталкиваться перевозчикам, и отметил значительный потенциал российско-китайских перевозок.
В заключительном слове генеральный директор АСМАП А. Н. Курушин поблагодарил оргкомитет международной выставки COMTRANS International за предоставленную возможность провести тематическую сессию и выразил надежду на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
Материал предоставлен: Новичкова Александра Константиновна, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 266), ком. 403, e-mail: novichkova@asmap.ru