Итальянские разрешения РО-ЛА. Справочная информация
10.12.2021
Версия для печатиИстория вопроса
В рамках заседания Российско-Итальянской смешанной комиссии по вопросам сотрудничества в области международных автомобильных перевозок (г. Рим, 27-28 октября 2004 года) при обсуждении контингента разрешений на 2005 год было согласовано, что итальянская сторона «предоставила российской стороне, в порядке эксперимента, 500 дополнительных двусторонних и транзитных разрешений на роллейные перевозки, предусматривающие обязательный въезд и выезд автотранспортного средства в/из Италии на железнодорожных платформах. Такие перевозки предусматривают обязательное наличие железнодорожной накладной, заверенной печатью железнодорожного органа».
Таким образом, с 2005 года в контингент разрешений был введен новый вид разрешения для двусторонних/транзитных перевозок грузов, кратко именуемый разрешением РО-ЛА.
С 2009 года количество разрешений РО-ЛА в контингенте было увеличено до 1000 разрешений, а с 2012 года и до настоящего времени это количество составляет 1500 разрешений. Начиная с 2017 года разрешения РО-ЛА действительны для автотранспортных средств экологического класса Евро-5 и выше.
Учитывая текущий высокий спрос у российских перевозчиков на итальянские разрешения РО-ЛА (на 2022 год перевозчиками подано заявок на 3630 разрешений РО-ЛА при годовом контингенте 1500 таких разрешений), Комиссией Минтранса России по распределению иностранных разрешений было принято решение о включении итальянских разрешений РО-ЛА в перечень распределяемых (квотируемых) в 2022 году.
Особенности применения разрешения РО-ЛА
Обязательным требованием применения разрешения РО-ЛА является въезд в Италию и выезд из Италии транспортного средства с использованием железнодорожных платформ, то есть, в случае въезда по разрешению РО-ЛА выезд тоже обязательно должен быть по данному разрешению.
При выполнении перевозки требуется наличие у водителя документального подтверждения полного железнодорожного маршрута (железнодорожный билет или накладная, подтверждение бронирования).
Ранее в сообщении между Австрией и Италией функционировали две автомобильно-железнодорожные линии: Вёргль (Австрия) – Тренто (Италия) и Зальцбург (Австрия) – Фернетти (Италия). С 2018 года линия Зальцбург – Фернетти работала нестабильно, и в 2019 году эта линия была фактически остановлена из-за низкой загрузки и проблем финансирования. В настоящее время требованиям, установленным для применения разрешения РО-ЛА, предусматривающим посадку и высадку с железнодорожной платформы непосредственно на территории Италии, соответствует одна линия автомобильно-железнодорожного сообщения - Вёргль –Тренто, обслуживаемая железнодорожным оператором «Rail Cargo Operator - Austria GmbH».
По информации австрийской стороны, при использовании комбинированного автомобильно-железнодорожного сообщения на территории Австрии проезд от границы Австрии до железнодорожной станции Вёргль не требует применения австрийских разрешений при использовании транспортных средств экологических классов Евро-5 и Евро-6. В этом случае проезд должен осуществляться только по автодороге А-12 (примерно 18 км от границы между Германией и Австрией (Киферсфельден) до железнодорожной станции Вёргль).
Подробная информация о маршруте Вёргль – Тренто, включая расписание движения поездов, тарифы, условия перевозки, порядок бронирования и оплаты, приводится на сайте оператора - https://rola.railcargo.com/en/. Предварительное бронирование перевозки возможно минимум за два часа и максимум за 4 суток.
Базовое расписание на 2021 год включало три отправления поезда ежедневно в будние дни, два отправления в субботу и одно отправление в воскресенье. Тариф для автотранспортного средства общей массой до 40,5 тонн составлял 324 евро в одну сторону, включая проезд водителей.
В течение года, в зависимости от ситуации, в расписание могут вноситься изменения. В частности, количество отправлений может сокращаться из-за недостаточной загрузки составов.
Движение поездов может быть остановлено экстренно, например, из-за технических неполадок или сложных погодных условий, а также на определенный период в плановом порядке - для проведения технического обслуживания.
Непредвиденные изменения расписания или отмены поездов осложняют выполнение перевозок по разрешениям РО-ЛА.
В течение 2020-2021 годов из-за эпидемиологических требований и ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, отмечалась крайне нестабильная работа линии Вёргль – Тренто. АСМАП неоднократно обращалась в рабочем порядке в Министерство инфраструктуры и транспорта Италии для возможного облегчения выполнения перевозок грузов российским перевозчикам по разрешениям РО-ЛА.
В этой связи итальянским ведомством принимались решения о возможности временного проезда автотранспортных средств с разрешениями РО-ЛА в обычном автомобильном сообщении (без использования железной дороги). В основном данная возможность касалась автомобильного маршрута через Бреннер.
С учетом принятых итальянской стороной решений проезд по обычному автомобильному маршруту по разрешениям РО-ЛА был возможен фактически в течение 6 месяцев в 2020 году (с середины марта до середины сентября 2020 года) и в течение примерно такого же срока в 2021 году (с середины декабря 2020 года до начала июня 2021 года), что облегчило выполнение перевозок на итальянском направлении российскими перевозчиками. Начиная с 7 июня 2021 года итальянские разрешения РО-ЛА должны использоваться в обычном порядке, c обязательным въездом и выездом транспортных средств в/из Италии по железной дороге.
Схема маршрута Вёргль – Тренто
Политика продвижения интермодальных перевозок в Италии
В ходе заседания российско-итальянской Смешанной комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок (г. Москва, 4-5 декабря 2017 года) итальянской стороной было подтверждено намерение развивать в дальнейшем перевозки грузов с использованием железной дороги в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду. В частности, отмечалась возможность использования итальянских железных дорог для транспортировки прицепов и полуприцепов с обеспечением минимального расстояния проезда по железной дороги.
В ходе пятого заседания Российско-Итальянской Рабочей группы по транспорту Российско-Итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству (27 октября 2021 года, в режиме ВКС) в отношении перспектив увеличения контингента разрешений итальянская сторона отметила, что при формировании годового контингента разрешений будет ориентироваться на интермодальность и экологическую устойчивость, и любое увеличение контингента может рассматриваться только в контексте этой политики.
АСМАП