Состоялась панельная сессия «Цифровая трансформация в сфере международных и внутрироссийских автоперевозок. Перспективы перехода к электронным транспортным и таможенным документам», организованная IRU и АСМАП
09.09.2021
Версия для печатиВ Международном выставочном центре «Крокус Экспо» 8 сентября 2021 года в рамках программы деловых мероприятий Международной выставки COMTRANS 2021 состоялась панельная сессия «Цифровая трансформация в сфере международных и внутрироссийских автоперевозок. Перспективы перехода к электронным транспортным и таможенным документам», организованная IRU и АСМАП.
С приветственным словом к участникам сессии обратился Генеральный директор АСМАП А.Н. Курушин. Он отметил, что события прошлого года оказали огромное влияние на все сферы жизни, в том числе на автомобильный транспорт. Пандемия заставила пересмотреть прежние подходы, активнее использовать новые форматы, переходить к безбумажному документообороту. Андрей Николаевич выразил надежду в то, что цифровизация в транспортной сфере будет учитывать интересы как государства, так и перевозчиков.
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России А.С. Бакирей проинформировал собравшихся о готовящихся и уже принятых нормативных правовых актах, направленных на внедрение электронного документооборота в сфере автомобильного транспорта. Алексей Сергеевич отметил, что главная цель этих нововведений - снизить затраты перевозчиков и при этом обеспечить на должном уровне государственный контроль за использованием документов.
1 января 2022 г. вступает в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. №336-ФЗ, которым внесены изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, предусматривающие создание государственной информационной системы электронных перевозочных документов и устанавливающие требования к операторам системы электронного документооборота.
Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200, уже предусмотрена возможность использования транспортной накладной, заказа-наряда, сопроводительной ведомости и путевого листа в электронной форме.
Представителем Минтранса России в ходе сессии также была затронута тема электронной международной автотранспортной накладной eCMR. Российская Федерация несколько лет назад присоединилась к Дополнительному протоколу к Конвенции ООН о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной. В Европейской Экономической Комиссии ООН в рамках профильной Рабочей группы по автомобильному транспорту этот вопрос активно прорабатывается в последние годы. Но работа в рамках профильной группы ООН находится пока не на окончательной стадии и договаривающимся сторонам КДПГ ещё предстоит определиться с рядом принципиальных вопросов по практическим механизмам применения на практике электронных накладных eCMR.
Мирлан Омуралиев - помощник председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), проинформировал об экосистеме цифровых транспортных коридоров ЕЭК и о работе, которая ведётся в международных организациях по применению и признанию электронной накладной. В частности, в октябре т.г. запланировано проведение заседания Рабочей группы по автомобильному транспорту ЕЭК ООН, одним из основных вопросов которой будет активизация работы по внедрению данного документа. Мирлан Жумабекович отметил важные шаги, которые были сделаны по этому направлению, принимая во внимание успешное осуществление пилотного проекта по использованию электронной накладной в перевозках между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Управляющий директор ГК Совтрансавто Владимир Тян поделился мнением о рисках, которые могут возникнуть при переходе от бумажного документооборота к цифровому. Он отметил также, какую важную роль в ускорении процесса перевозки сыграет оцифровка транспортных, сопроводительных документов, а также государственных документов, выдаваемых перевозчикам в настоящее время соответствующими органами на бумажных носителях, в частности, специальных разрешений на перевозку опасных грузов и движение крупногабаритных и(или) тяжеловесных транспортных средств. В части ускорения внедрения международных накладных eCMR, Владимир Анатольевич предложил рассмотреть вариант комбинированного использования этого документа в рамках международной транспортной операции: на начальной части маршрута используется обычная накладная CMR на бумаге, а, например, на территории России (при наличии соответствующих условий) принимается её электронный аналог, т.е. eCMR. Для такой схемы необходимо провести дополнительную работу в РФ, направленную на признание электронной eCMR контролирующими органами (ФТС, ФНС и др.), как это было сделано для внутрироссийской транспортной накладной.
Генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии» Александр Борейко ознакомил участников мероприятия с презентацией по вопросам практического применения электронной международной транспортной накладной. Он также проинформировал о проведённой специалистами в области информационных технологий работе по обеспечению реализации Соглашения о международном автомобильном сообщении в перевозках между РФ и КНР в части создания системы спутникового мониторинга за движением транспортных средств, осуществляющих перевозки между Россией и Китаем, на основе технологий ГЛОНАСС/БЭЙДОУ. Использование бортовых устройств предусмотрено указанным межправительственным соглашением, будет обязательно в ближайшее время при автомобильных перевозках между РФ и КНР и уже согласовано компетентными органами двух стран.
Основной акцент выступления Вячеслава Викентьева - заместителя главы постоянного представительства IRU в Евразии был сделан на вступление в силу правовой базы для полной цифровизации системы МДП (eTIR). Он рассказал о том, как организовано взаимодействие между таможней и бизнесом в тех странах, где перевозки осуществляются по eTIR. Помимо этого, им были затронуты вопросы, которые необходимо решить для подписания соглашений между странами касательно использования eCMR.
В заключении докладчики ответили на актуальные вопросы представителей транспортных компаний, участвовавших в сессии.
АСМАП
Материал предоставлен: Крук Александр Юрьевич, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 134), ком. 303, e-mail: kruk@asmap.ru