Заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
01.07.2025
Версия для печатиВ рамках мероприятий постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства 26 июня 2025 г. в г. Москве проведено заседание на тему «Функционирование объединенной транспортной системы Союзного государства».
В мероприятии приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ответственные должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства, представители профильных министерств и ведомств, национальных ассоциаций международных автомобильных перевозчиков АСМАП и БАМАП и руководители автотранспортных компаний двух стран.
Президент Ассоциации, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Е. С. Москвичев обратился к участникам со вступительным словом, отметив, что на данный момент автомобильным транспортом России и Беларуси перевозится более 75 % грузов. Он выразил уверенность, что проводимое мероприятие позволит сформировать задачи, которые необходимо решать для устранения барьеров в работе перевозчиков.
На семинаре были обсуждены актуальные вопросы развития автомобильных перевозок в Союзном Государстве, перспективы развития интеграционных процессов в сфере транспорта России и Беларуси. Особое внимание было уделено проблемам при выполнении международных автомобильных перевозок и поиску их решений.
Оценку текущего уровня гармонизации транспортного законодательства России и Беларуси в сфере автомобильных перевозок дали директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации С. Ю. Семенов и начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь А. И. Гладкий.
В ходе обсуждения вопроса осуществления автоперевозок транспортными компаниями Союзного государства на маршрутах международных транспортных коридоров выступил глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта в Евразии В. В. Захаренко. Он отметил важность применения процедуры МДП в странах Азии (включая Китай) и Южного Кавказа, на перспективных МТК «Север – Юг» и трансафганском транспортном коридоре. В целях дальнейшего развития перевозок по процедуре МДП он предложил:
– ускорить решение вопроса о расширении перечня пунктов пропуска, через которые допускается ввоз товаров с использованием книжек МДП;
– повысить максимальную гарантию по книжке МДП, применяемую на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь, до 100 тыс. евро;
– ускорить присоединение таможенных систем Российской Федерации и Республики Беларусь к международной системе eTIR.
Директор предприятия – члена АСМАП ООО «АРТ-ТРАНС» М. Н. Шпилевой и генеральный директор предприятия – члена БАМАП ООО «Райзинг» проинформировали об опыте перевозок на китайском направлении, отметив имеющиеся проблемы, с которыми приходится сталкиваться. Был отмечен значительный потенциал для развития перевозок на китайском направлении.
Вопросам функционирования электронных систем сбора платы за проезд по дорогам «Платон» и «Белтолл», мерам по недопущению необоснованного наложения на перевозчиков штрафных санкций, были посвящены выступления представителя ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» И. И. Хамидулина, директора департамента государственной политики в сфере дорожного хозяйства Минтранса России Р. М. Гайнетдинова, а также директора ГУ «Белавтострада» С. И. Новикова. Участники семинара были проинформированы о мерах, принимаемых для повышения надежности работы системы «Платон» и исключению влияния внешних помех на бортовые устройства, о складывающейся ситуации с обжалованием штрафов, наложенных на перевозчиков, и мерах по ускорению рассмотрения жалоб.
О перспективах повышения пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на основных маршрутах международных автоперевозок рассказала начальник управления по администрированию ФГКУ Росгранстрой Т. В. Панфилова.
О функционировании системы электронной очереди на подъездах к пунктам пропуска проинформировали начальник управления информационных технологий ФГКУ Росгранстрой К. В. Мороз и директор центра развития специальных проектов ФГУП «Защитаинфортранс» Д. А.
Барабанщиков. На данный момент в перечень автомобильных пунктов пропуска, в отношении которых устанавливается резервирование даты и времени в целях пересечения государственной границы Российской Федерации, включены пункты пропуска «Бугристое», «Забайкальск», «Чернышевское» и «Тагиркент-Казмаляр». Прошедшие полтора года функционирования системы электронной очереди выявили многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются перевозчики и которые требуют незамедлительного решения. Для этого, в частности, необходимо подготовить изменения в нормативные правовые акты, направленные на повышение удобства пользования системой добросовестными перевозчиками и исключение возможности злоупотреблений при резервировании даты и времени пересечения границы. Присутствующие на семинаре ознакомились с перечнем принимаемых мер по недопущению использования специального программного обеспечения – так называемых ботов при резервировании очереди, а также об ограничительных мерах в отношении перевозчиков, систематически допускающих нарушения порядка резервирования времени проезда к пунктам пропуска.
В ходе семинара участники также ознакомились с информацией о совершенствовании законодательства, регулирующего движение по автодорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств; о проведении согласованной налоговой политики для обеспечения равных условий хозяйствования автоперевозчиков Союзного государства. Был дан прогноз развития межгосударственного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства.
На заседании были определены наиболее значимые для Союзного государства направления сотрудничества в сфере автоперевозок, требующие выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. Была отмечена необходимость гармонизации системы правовых требований двух стран в сфере автотранспорта, выравнивания условий хозяйствования российских и белорусских перевозчиков в целях повышения эффективности экономической и правовой интеграции в рамках Союзного государства.
Участники семинара подчеркнули важность создания в рамках Союзного государства единого правового пространства для обеспечения сотрудничества в сфере транспорта.
Материал предоставлен: Новичкова Александра Константиновна, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 266), ком. 403, e-mail: novichkova@asmap.ru