Модернизация основного средства и изменение первоначальной стоимости автомобиля

Компания решила установить газовое оборудование в служебный автомобиль. Признается ли данная операция модернизацией автотранспорта? Как в бухучете отражается приобретение газового оборудования и его установка в служебный автомобиль? Как учитываются данные расходы при налогообложении? Давайте разбираться.

Судебная практика свидетельствует о том, что налоговые органы настаивают на необходимости увеличения первоначальной стоимости автомобилей на стоимость расходов по установке газобаллонного оборудования (далее — ГБО). Насколько правомерны эти требования? Что говорят суды? Как списывать расходы на топливо в этом случае? В рамках нашей статьи рассмотрим проблемы учета указанных затрат.

Определяемся с видом затрат

Изменение первоначальной стоимости основных средств в общем случае не допускается ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Исключение составляют, в частности, случаи достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения объектов основных средств (пп. 14, 27 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01); п. 40, абз. 2 п. 41, абз. 2 п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания); п. 2 ст. 257 НК РФ).

Бухгалтерским законодательством четко не определены указанные понятия. Обратимся к нормам налогового законодательства, которые вполне допустимо использовать и для целей бухгалтерского учета, если закрепить это в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, чтобы квалифицировать работы по установке ГБО в качестве «дооборудования» или «модернизации», у объекта должно измениться технологическое или служебное назначение и (или) появиться новые качества. Чтобы квалифицировать работы в качестве «технического перевооружения», должны повыситься некие технико-экономические показатели автомобиля или его отдельных частей.

Как правило, ГБО устанавливается на автомобили с целью удешевления расходов на топливо (по сравнению с бензином). При этом сам автомобиль продолжает выполнять свои функции, как и прежде. Вроде бы ничего и не меняется. Тем не менее вопрос о том, приводит ли перевод автомобиля на иной вид топлива к появлению у него «новых качеств» или к повышению каких-либо «технико-экономических показателей», можно считать открытым. Ведь ни налоговым законодательством, ни иными правовыми нормами не уточняется, что именно следует понимать под другими «новыми качествами» и что именно следует относить к «технико-экономическим» показателям автомобиля. Поэтому в настоящее время можно выделить две позиции в части учета расходов по установке ГБО на автомобиль. Рассмотрим их.

1. Рискованная позиция: не увеличивать первоначальную стоимость автомобиля и учесть рассматриваемые расходы отдельно. Данная позиция идет вразрез с позицией налоговиков, но подтверждается некоторой судебной практикой. Опровергая мнение чиновников о признаках модернизации в части работ по установке ГБО, суды указывают, что установленное оборудование не приводит к изменению нормативных показателей функционирования автомобиля, не меняет его технико-экономические показатели, назначение автомобиля также не изменяет и не создает никаких новых качеств (пост. ФАС УО от 26.07.2007 № Ф09-1460/07-С3, ФАС СКО от 26.10.2010 № А32-23439/2008-26/334-2009-4/914, ФАС ПО от 23.01.2007 № А55-3823/2006-10).

 

Следуя указанной позиции, расходы на приобретение и установку ГБО учитываются либо в составе материальных затрат (если стоимость ГБО вместе с установкой не превышает 40 000 руб. или срок полезного использования ГБО составит менее 12 месяцев), либо в качестве самостоятельного объекта ОС (если стоимость ГБО вместе с установкой превысит 40 000 руб. и срок полезного использования ГБО составит более 12 месяцев) (пп. 4, 5 ПБУ 6/01, п. 2 ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; подп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Однако следование указанной позиции, скорее всего, приведет к спорам с налоговыми инспекторами. Для снижения налоговых рисков расходы по установке ГБО на автомобиль целесообразно рассматривать в качестве расходов, увеличивающих первоначальную стоимость объекта основных средств, следуя безопасной позиции.

2. Безопасная позиция: включать стоимость ГБО и работ по его установке в первоначальную стоимость автомобиля, рассматривая их в качестве «дооборудования», «модернизации» или «технического перевооружения».


Материал предоставлен: Бровкина Ольга Владимировна, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 298), ком. 704, e-mail: brovkina@asmap.ru