О деятельности самозанятых, в т. ч. о рисках для организаций при привлечении их к выполнению работ

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 декабря 2021 г. N СД-4-3/18371@

21 марта 2022

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросам, связанным с применением специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД), сообщает следующее.

По вопросу N 5 "Возможность законодательного выставления чеков за период (совокупно за неделю или месяц, а не по каждой сделке) и соответственно оплаты услуг за аналогичный период".

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения НПД, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику).

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 422-ФЗ чек должен быть сформирован плательщиком НПД и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

Таким образом, плательщиком НПД в мобильном приложении или веб-версии мобильного приложения "Мой налог" чек формируется по каждому расчету с покупателем (заказчиком).

Одновременно сообщаем, что налоговый орган уведомляет плательщика НПД через мобильное приложение "Мой налог" не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода (часть 2 статьи 11 Федерального закона N 422-ФЗ).

Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения плательщиком НПД деятельности (часть 3 статьи 11 Федерального закона N 422-ФЗ).

По вопросу N 6 "Правила при аннулировании чека; возможно ли восстановление налогового вычета при аннулировании или перевыставлении чека от самозанятого (в настоящее время вычеты "сгорают" при перевыставлении чека)".

Плательщик НПД вправе скорректировать ранее переданные налоговому органу сведения о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение "Мой налог" или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки (часть 4 статьи 8 Федерального закона N 422-ФЗ).

Одновременно сообщаем, что при аннулировании чека налоговый вычет (бонус) в размере 10 000 руб., предусмотренный частью 1 статьи 12 Федерального закона N 422-ФЗ, восстанавливается в онлайн-режиме.

При этом перерасчет налога по аннулированным чекам производится в автоматическом режиме в период с 9 по 12 число месяца, следующего за месяцем, в котором были аннулированы чеки.

По вопросу 12. "Стандарты и регламент работы площадок, агрегирующих самозанятых и предоставляющих услуги по их администрированию и пр.; законодательное регулирование сферы агрегаторов".

Операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети "Интернет" (части 4 статьи 3 Федерального закона № 422-ФЗ).

Протокол информационного обмена, порядок информационного взаимодействия, требования (критерии) к операторам электронных площадок и кредитным организациям, осуществляющим взаимодействие с налоговыми органами, размещены на официальном сайте ФНС России https://npd.nalog.ru/ в разделе "Налог на профессиональный доход/Информационные материалы".

По вопросам, связанными с порядком регулирования отношений компаний с налогоплательщиками НПД.

Для оценки наличия в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков рисков совершения налоговых правонарушений, в том числе в части привлечения к выполнению работ физических лиц, применяющих специальный налоговый режим НПД, учитываются критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

В соответствии с 12-м критерием оценки рисков "Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском" при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим НПД, налоговым органом исследуются определенные признаки, свидетельствующие о высокой вероятности формальности правоотношений с указанными лицами и указывающие по своей сути на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми.

Статьей 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

Налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля оценивает, ведется ли налогоплательщиками соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск в порядке, установленном гражданским законодательством с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов с принятием управленческих решений органами управления налогоплательщика или, напротив, от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, отвечающая условиям, регулируемым трудовым законодательством.

В свою очередь, налоговые претензии предъявляются налогоплательщикам, привлекающим физических лиц, применяющих НПД, в случае выявления фактов злоупотребления, подтверждающих недобросовестные действия налогоплательщика, направленные на неуплату налога.

Более того, исчерпывающий перечень документов и обстоятельств деятельности, на основании которых сделки, совершенные с физическими лицами, применяющими НПД, не могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления в порядке статьи 54.1 Кодекса, не может быть определен законодательно или какими-либо разъяснениями, поскольку при проведении мероприятий налогового контроля налоговый орган может установить обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий налогоплательщика на неуплату налога, а также об использовании формального документооборота в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.

Рекомендации по проведению налогового контроля с учетом норм статьи 54.1 Кодекса приведены в письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации". В частности, документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы должны отражать достоверную информацию о реальной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом.

Одновременно сообщается, что в настоящее время подготовлен проект изменений к приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, в котором будут учтены типовые способы получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с физическими лицами, применяющими НПД, а также оказании (принятии) услуг и выполнении (принятии) работ "человекоёмких" отраслей.

В рамках указанных изменений прорабатывается вопрос о характерных признаках применения схем уклонения от налогообложения, подразумевающих привлечение к выполнению работ физических лиц, применяющих НПД в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, и соответственно незаконной оптимизации страховых взносов и НДФЛ.

В указанных случаях одними из признаков подмены трудового договора с физическим лицом являются:

1) Организационная зависимость физических лиц, применяющих НПД, от своего "Заказчика", то есть:

1.1) Регистрация физического лица в качестве налогоплательщика НПД - обязательное условие "Заказчика";

1.2) "Заказчик" распределяет физических лиц, применяющих НПД, по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;

1.3) "Заказчик" определяет режим работы физических лиц, применяющих НПД, в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;

1.4) Работник "Заказчика" непосредственно руководит и контролирует работу физического лица, применяющего НПД, на объекте (администраторы объектов);

2) Инфраструктурная зависимость физического лица от "Заказчика", то есть выполнение работы полностью материалами, инструментами и оборудованием "Заказчика";

3) Порядок оплаты услуг физического лица, применяющего НПД, и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному Трудовым кодексом Российской Федерации.

Соответствие указанным признакам характеризует физическое лицо, применяющее НПД, как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса

Д.С. Сатин


Материал предоставлен: Бровкина Ольга Владимировна, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 298), ком. 704, e-mail: brovkina@asmap.ru