О применении письменных разъяснений Минфина России
27.11.2019
Версия для печатиПисьмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 сентября 2019 г. N 03-02-08/74524
В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы руководствуются письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом Кодексом не установлена обязанность налоговых органов исполнять письменные разъяснения, в которых выражена позиция Минфина России по вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций с учетом представленной информации по существу вопросов.
Письма Минфина России, в которых на основании пункта 1 статьи 34.2 Кодекса разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Такие письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении заявления о признании недействующими писем Минфина России от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, в постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 указал, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в этих письмах положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Письменные разъяснения, направленные в ФНС России по обращениям, подготовленным на основании обобщения вопросов, возникших в правоприменительной практике, как правило, прорабатываются и согласовываются с ФНС России.
Вместе с тем в силу норм пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора), страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является одним из обстоятельств, по которому на сумму недоимки не начисляются пени, а также исключающим вину указанного лица в совершении налогового правонарушения.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |