О введении НДС для налогоплательщиков, применяющих УСН
12.09.2024
Версия для печатиПисьмо Департамента налоговой политики Минфина России от 19 августа 2024 г. N 03-07-11/77832 О применении с 1 января 2025 г. НДС налогоплательщиками, применяющими УСН
В связи с обращением, Департамент налоговой политики по вопросу о введении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) с 1 января 2025 года предельный размер доходов налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, увеличен до 450 млн рублей, а остаточная стоимость основных средств - до 200 млн рублей, в том числе повышена до 337,5 млн рублей величина предельного размера доходов организаций в целях перехода на упрощенную систему налогообложения.
Также Федеральным законом N 176-ФЗ предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются плательщиками НДС с 1 января 2025 года.
При этом на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этого налогоплательщика сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у налогоплательщика сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такой налогоплательщик не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года указанным налогоплательщиком, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В то же время на основании подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ налогоплательщики, применяющие с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе при реализации товаров (работ, услуг) производить налогообложение НДС соответствующих операций по налоговой ставке в размере 5 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей).
Следует отметить, что данные изменения, внесенные в Кодекс, направлены на плавный и поэтапный переход на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, необходимо учитывать, что НДС по своей природе является налогом на потребление товаров (работ, услуг), то есть косвенным налогом, перелагаемым на потребителей. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) сумма НДС, исчисленная налогоплательщиками НДС, включается в цены реализуемых ими товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет за счет средств, получаемых с покупателей (конечных потребителей). Соответственно, введение НДС для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не следует рассматривать как увеличение налогового бремени налогоплательщиков.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 августа 2024 г. N 03-07-07/73197
Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем, нахожусь на УСН (объект "Доходы").
В связи с принятием Федерального закона N 176-ФЗ от 12.07.2024 г. прошу дать разъяснение по следующим вопросам:
Возникнет ли необходимость становиться плательщиком НДС в 2025 году, если доход за 2024 год превысит 60 миллионов рублей? Или отсчет размера дохода начнется с 01.01.2025 года?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу признания индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 1 января 2025 года и сообщает следующее.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом Федеральным законом N 176-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такой индивидуальный предприниматель не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, и не имеющим оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Материал предоставлен: Бровкина Ольга Владимировна, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 298), ком. 704, e-mail: brovkina@asmap.ru