Проверка параметров и состояния груза при его перевозке автомобильным транспортом в международном сообщении
Договор перевозки устанавливается накладной, которая служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком (ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) (далее - Конвенция).
При принятии груза перевозчик обязан проверить:
- точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
- внешнее состояние груза и его упаковки.
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (п.п. 1, 2 ст. 8, п. 2 ст. 9 Конвенции).
Конвенция не возлагает на перевозчика обязанность по своей инициативе проверять вес брутто или количество груза, выраженного в других единицах измерения, а также содержимое грузовых мест. Однако отправитель груза вправе потребовать от перевозчика проверки этих параметров. В этом случае он обязан возместить перевозчику связанные с проверкой расходы. Результаты проверок вносятся в накладную (п. 3 ст. 8 Конвенции).
На практике проверка параметров и состояния груза имеет значение в случаях, когда при пересечении таможенной границы обнаруживается расхождение между параметрами перевозимого груза и сведениями накладной. В такой ситуации таможенный орган может поставить вопрос о привлечении перевозчика к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров.
При обжаловании постановлений таможенных органов о привлечении к ответственности согласно этой норме суды обращают внимание на наличие вины перевозчика в совершенном правонарушении, выполнение им обязанностей, возложенных на перевозчиков положениями Конвенции, и фактическую возможность в конкретной ситуации проверить сведения о грузе.
Так, при наличии в накладной недостоверных сведений о количестве грузовых мест и отсутствии обоснованных перевозчиком оговорок перевозчик может быть привлечен к административной ответственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2011 N Ф04-3245/11). Однако, если с учетом обстоятельств перевозки у перевозчика не было разумной возможности проверить параметры груза и правильность записей, сделанных в товаросопроводительных документах, либо, если расхождение касается данных, которые перевозчик не обязан проверять (например, вес груза), основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.11.2011 N Ф02-5028/11, ФАС Московского округа от 23.06.2011 N Ф05-5323/11).