Разъяснение Банка России от 4 апреля 2022 г. N 3-ОР
05.04.2022
Версия для печатиОфициальное разъяснение Банка России от 4 апреля 2022 г. N 3-ОР “О применении положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами"
5 апреля 2022
1. Руководствуясь пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Указ N 95), Банк России разъясняет вопросы применения отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 года N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ N 79) и Указа N 95.
1.1. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по всем внешнеторговым контрактам, предусматривающим передачу нерезидентам товаров, выполнение для них работ, оказание им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, независимо от факта постановки контракта на учет в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией Банка России от 16 августа 2017 года N 181-И1.
Обязательной продаже подлежат все виды иностранных валют без исключения.
1.2. Подпункт "б" пункта 3 Указа N 79 запрещает зачисление резидентами иностранной валюты на счета (вклады), открытые за пределами территории Российской Федерации. При этом пункт 1 Указа N 79 обязывает резидентов - участников внешнеэкономической деятельности осуществить обязательную продажу иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 года на счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами.
В системной взаимосвязи данные положения Указа N 79 подразумевают необходимость зачисления всей экспортной валютной выручки на счета, открытые в уполномоченных банках, в целях ее дальнейшей обязательной продажи. Таким образом, исполнение обязательств по внешнеторговым экспортным контрактам возможно путем зачисления денежных средств от нерезидентов на банковские счета в уполномоченных банках либо без зачисления денежных средств на банковские счета в уполномоченных банках в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4, 5, 7, 9, 11 и 13 части 2 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ2.
При этом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года N 813 Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации обладает полномочиями по рассмотрению соответствующих заявлений и выдаче разрешений на зачисление выручки на счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка.
1.3. Положения пункта 2 Указа N 79, устанавливающего обязанность резидентов - участников внешнеэкономической деятельности по осуществлению обязательной продажи части валютной выручки по внешнеторговым экспортным контрактам, а также положения подпункта "б" пункта 3 Указа N 79, устанавливающего запрет на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, распространяются на все внешнеторговые экспортные контракты и не содержат исключений в отношении внешнеторговых экспортных контрактов, требование о репатриации по которым с 1 июля 2021 года отменено.
1.4. В соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ4 выручкой от экспортной деятельности в рамках контрактов, заключенных между резидентом и нерезидентом и предусматривающих куплю-продажу товаров, является только та выручка, которая получена от нерезидента в рамках внешнеторговых контрактов, предусматривающих вывоз товаров из Российской Федерации.
1.5. Требование об обязательной продаже части валютной выручки, установленное Указом N 79, распространяется на резидента, являющегося индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в случае, когда он осуществляет внешнеторговую деятельность и получает валютную выручку в результате указанной деятельности.
1.6. Резиденты - участники внешнеэкономической деятельности вправе выбрать любой не противоречащий законодательству Российской Федерации способ обязательной продажи части валютной выручки.
Такая продажа может осуществляться как уполномоченному банку, в котором участник внешнеэкономической деятельности находится на обслуживании, так и иному уполномоченному банку либо на организованных торгах.
В случае если в отношении уполномоченного банка, в котором внешнеторговый контракт (кредитный договор) поставлен резидентом на учет (далее - банк УК), иностранным государством введены ограничительные меры и резидентом - участником внешнеторговой деятельности экспортная валютная выручка зачислена на счет в банк, отличный от банка УК, такой резидент может осуществить продажу части экспортной валютной выручки в таком банке, отличном от банка УК, либо иным способом, указанным в настоящем подпункте.
1.7. Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, в рамках реализации своих функций осуществляют контроль за соблюдением резидентами требования об обязательной продаже валютной выручки, установленного Указом N 79.
В случае нарушения клиентами законодательства Российской Федерации, регулирующего валютные правоотношения, уполномоченные банки в порядке, установленном Указанием Банка России от 16 августа 2017 года N 4498-У5, передают информацию о признаках нарушений валютного законодательства Российской Федерации, в том числе положений издаваемых в настоящее время Указов Президента Российской Федерации, органам валютного контроля.
1.8. В соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ6 государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (далее - ВЭБ.РФ) вправе осуществлять отдельные банковские операции, в том числе открывать и вести банковские счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов ВЭБ.РФ, юридических лиц, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации контролирующими или подконтрольными лицами юридического лица, участвующего в реализации проектов ВЭБ.РФ, а также осуществлять переводы денежных средств по поручению юридических лиц, которым открыты счета в ВЭБ.РФ.
Таким образом, с учетом правового статуса ВЭБ.РФ и круга осуществляемых им банковских операций положения Указа N 95, применимые к деятельности российских кредитных организаций, распространяются также на ВЭБ.РФ.
1.9. Указ N 95, установивший временный порядок исполнения российскими должниками обязательств перед иностранными кредиторами, является правовым актом, который определяет способ надлежащего исполнения обязательств в предусмотренных им случаях.
Исполнение обязательств, подпадающих под регулирование Указа N 95, в порядке, им установленном, не может рассматриваться в качестве ненадлежащего и, как следствие, по этому основанию признаваться событием дефолта.
Признание иностранными кредиторами факта исполнения российскими должниками своих обязательств в соответствии с Указом N 95 событием дефолта не может рассматриваться российскими кредиторами в качестве основания для применения условия о кросс-дефолте по иным обязательствам данного российского должника.
2. Настоящее официальное разъяснение подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и применяется с даты его размещения.
Председатель |
Э.С. Набиуллина |
Материал предоставлен: Бровкина Ольга Владимировна, тел.: (495) 622-00-00 (внутренний 298), ком. 704, e-mail: brovkina@asmap.ru